НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
Чаще всего
неуспеваемость нельзя объяснить низкими умственными способностями или
нежеланием учиться.
Средства, которые
используют для предотвращения неуспеваемости, дают слабый эффект
(дополнительные занятия, моральное давление на учащегося). Часто они приводят к
совершенному нежеланию учиться.
Истинные причины неуспеваемости
1. Непонимание
материала. Учащийся плохо понимает преподаваемый материал. Не способен его
усваивать. Скорее всего, учащийся в течение нескольких лет отставал по программе,
так как не был усидчив, ответственен, а должный контроль отсутствовал. С
раннего школьного возраста существует необходимость обучать ребенка навыкам
учебной работы.
2. Неспособность подростка
абстрагироваться и обобщать, то есть еще изначальная неготовность ребенка к
школе. В начальной школе ребенку сложно обобщать или оторваться от сказанного
слова. В детстве ребенок никак не может учесть всех условий, не может выполнить
требуемые действия. У такого ребенка формируется интеллектуальная вялость —
отказ от мыслительной деятельности. Из сказанного можно сделать вывод — к школе
ребенок должен быть подготовлен соответствующим образом. Так как в дальнейшем
он может стать отстающим учеником.
На основе этих
двух причин у ребенка быстро формируется "комплекс неуспевающего”. Он как бы
говорит себе, что у него все равно ничего не получится, что мнение о нем уже
сложилось. И оно отрицательное. Поэтому в
подростковом возрасте наказаниями не поможешь, это только усугубит ситуацию.
Что
же
делать?
• Найдите стимул (только не деньги), чтобы подросток
старался успешно заниматься.
• Улучшайте его самооценку. Говорите, что у
него многое получится.
•Старательно объясняйте, что надо делать и
как это делается.
• Договоритесь с учителями, чтобы учащийся
мог показать свои знания именно в определенный момент перед всей группой.
• Не останавливайтесь на достигнутом.
|