Воскресенье, 19.05.2024, 01:30
Приветствую Вас Гость | RSS

ГАОУ НПО ПУ № 48 КК

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 58
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Блог

Главная » 2011 » Апрель » 20 » РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЭКЗАМЕНАМ
11:02
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЭКЗАМЕНАМ

Балмакова О. И.

Педагог- психолог ГАОУ НПО ПУ № 48 КК

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Подготовка

Составь план  занятий. Для начала определи, кто ты - «сова» или  «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня ты будешь изучать. Не вообще «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы тебе предстоит изучить.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут ­перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

         Замечай время, за которое ты выполняешь тесты тренируйся «с секундомером в руках»

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Опробуй себя не только в рамках тестов данной книги, но и по возможности используй материалы из других источников, приведенных в конце этой книги. Тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий и у других авторов, что прибавит уверенности в себе.

Накануне

Некоторые думают, что для того, чтобы окончательно подготовиться к предстоящему экзамену, нужна всего лишь еще одна «последняя» ночь. Это ошибочно! Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, .что­бы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. Это верно для любой формы организации экзаменов, а для тестовой - особенно!

Во время экзамена

Сосредоточься! После выполнения предварительной части, когда ты прояснил все не понятные для тебя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов.

Начни с легкого! Вначале отвечай на те вопросы, в билете в которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раз­думья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в билетах не связаны друг с другом поэтому знания, которые ты применил в одном, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть заметить явные ошибки.

 

Уважаемые родители!

 

Предлагаем вам рекомендации при подготовке детей к единому государственному экзамену.

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам — это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий.

  Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

 Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

  Существуют ложные способы, так типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка.

  Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

• Забыть о прошлых неудачах ребенка,

• Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,

• Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. 

  Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

• Опираться на сильные стороны ребенка,

• Избегать подчеркивания промахов ребенка,

• Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,

• Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,

• Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи,

• Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

 Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

 Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

 Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

 Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

 Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

 Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

 Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

  Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.  Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!

Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ребенку желательно ходить в спортивный зал, делать зарядку, танцевать, петь, гулять по городу, посещать бассейн, баню.

В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Для этого можно попробовать следующие способы: слушать расслабляющую музыку, смотреть на ночное небо, облака, мечтать.

В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ребенку желательно не уклоняться от семейных торжеств, знакомится с новыми интересными людьми.

Ребята! Ниже мы даём вам рекомендации по снятию напряжения в стрессовой ситуации, связанной с подготовкой к экзаменам.

«Скорая помощь» в стрессовой ситуации

1. Дыхание: через глубокий вдох, задержку дыхания на пике вдоха и медленный выдох (после выдоха мысленное произнесение короткого слова). Ни в коем случае нельзя удлинять вдох, это влечет за собой гипервентиляцию мозга и измененное состояние. Противострессовое дыхание – главный компонент психосоматического равновесия.

2. Минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела. Распустить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным вдохом.

3. Необходимо оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится вокруг. Мысленно перебрать все детали обстановки, провести своеобразную инвентаризацию. Это отвлекает от стрессового напряжения.

4. Перед экзаменом аутотренинг: «Я все знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях. Спокойно»

5. Если позволяют обстоятельства, необходимо покинуть помещение, где возник острый стресс и нужно как можно более и активнее включаться в какую-либо деятельность. Особенно мощный антистрессовый эффект имеет физический труд.

6. Хорошим релаксационным эффектом обладает релаксационная музыка. Она способствует локальной концентрации. Локальная концентрация рефлекторно вызывает мышечное или иное расслабление.

Способы снятия нервно-психологического напряжения:

1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.

2. Спортивные занятия.

3. Контрастный душ.

4. Стирка белья.

5. Мытье посуды.

6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.

7. Скомкать газету и выбросить ее.

8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

10. Слепить из газеты свое настроение.

11. Закрасить газетный разворот.

12. Громко спеть любимую песню.

13. Покричать то громко, то тихо.

14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

15. Смотреть на горящую свечу.

16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

17. Погулять в лесу, покричать.

18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

 

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам.

 

1.   Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2.   Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

3.    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

4.    Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

5.    Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

6.    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

7.    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

 

8.    Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

9.     Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

10.   Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

11.   Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

12.   Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

13.   Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

14.   Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

-    пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

-    внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

-    если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

-     если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

   И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Информация для родителей:

 

·        Совсем скоро у 9- и 11-классников начнутся выпускные и вступительные экзамены. Как бы хорошо ни учился ребенок, экзамен для него все равно всегда - стрессовая ситуация. Редкий ребенок не волнуется перед экзаменом, не боится, что "завалит". Как родители могут поддержать детей, помочь им справиться с этим волнением?

 

·        Для того чтобы у ребенка было меньше оснований для волнения, он должен быть хорошо подготовлен к экзамену, чувствовать уверенность в том, что может успешно его сдать. Понятно, что если ребенок весь год учился кое-как, с "двойки" на "тройку" перебивался, то его страх перед экзаменом вполне обоснован. И тут родителям уже не о преодолении волнения надо беспокоиться, а о том, чтобы наверстать упущенное, "дырки" в знаниях хоть как-то залатать. Не секрет, что некоторые малодушные родители в таких случаях прибегают к медицинской помощи - всеми правдами и неправдами стараются получить справку о том, что ребенок по состоянию здоровья от экзаменов освобождается. Другие нанимают репетитора, чтобы "натаскал" ребенка к экзамену.

 

·        Но не только слабо успевающие школьники "боятся" экзаменов. Нередко даже отличники перед экзаменом чувствуют волнение, страх и неуверенность в своих силах. Если их родители тоже переживают и волнуются, дети начинают волноваться еще больше. А иногда бывает и так: родители, видя, что ребенок не очень беспокоится по поводу экзаменов, думают, что он недопонимает всей ответственности, переоценивает свои силы, и начинают "дергать" его, пугать трудностями, которые его ждут. И нередко добиваются своего: ребенок, в конце концов, начинает волноваться. И тогда волнуются уже все вместе. А от этого волнения никакой пользы нет, даже наоборот, - некоторые дети из-за излишнего волнения сдают экзамены гораздо хуже, потому что не могут собраться, сосредоточиться. Бывает, что, вообще, от этого у них из головы все "вылетает" - вроде бы и учили, но ничего не помнят. Так что, лучше поддерживать ребенка, вселять в него уверенность в успехе. И не показывать своего волнения,хотя демонстрировать полное равнодушие тоже не стоит: ребенок может подумать, что родителям все равно, как он сдаст экзамены, что им до него нет никакого дела.

 

·        Очень важно в период экзаменов, чтобы атмосфера в доме была не нервозной, а спокойной и доброжелательной. Не стоит каждые десять минут напоминать ребенку, чтобы он готовился к экзамену и пугать его ужасными последствиями плохой подготовки. Вместо этого надо помочь ему организовать такой режим дня, чтобы было время и для качественной подготовки, и для отдыха. Как говорится, "и делу время, и потехе час".

 

·        Об отдыхе во время подготовки к экзаменам забывать нельзя. Не совсем правы те родители, которые противятся любой попытке ребенка отвлечься от учебных занятий и заняться чем-нибудь "для души": "Отдыхать", - говорят они, - "потом будешь, после того, как экзамены сдашь". Но переутомление отнюдь не способствует более успешной сдаче экзаменов.

 

·        Лучше всего, если ребенок занимается подготовкой к экзамену в строго отведенное для этого время. Пересиживать это отведенное время не следует, эффективность занятий от этого не увеличивается. Важно, чтобы в это отведенное для занятий время ребенок не отвлекался на другие дела, не терял времени даром, а именно готовился к экзамену. Этому способствует план подготовки: распределение тем, билетов, вопросов по дням и часам. А "сделал дело - гуляй смело", т.е. если ребенок выполнил план, сделал то, что запланировал, значит, может и отдохнуть: погулять, поиграть, с друзьями пообщаться.

 

·        Вечером, перед сном, полезно повторить то, что выучил за день. И если понял, что день прошел не зря, со спокойной совестью можно ложиться спать. Надо помнить, что привычка некоторых людей заниматься по ночам (якобы для того, "чтобы никто не мешал") не является хорошей: сбивается ритм сна и бодрствования, что само по себе довольно вредно и плохо отражается на общем самочувствии и здоровье, не говоря уж о том, что такие занятия мало эффективны.

·        Очень важны в период экзаменационных сессий прогулки и игры на свежем воздухе, занятия спортом. Они повышают тонус, поднимают настроение, способствуют эмоциональной разрядке, что немаловажно для ребенка в такой стрессовый период его жизни. К тому же, такие занятия укрепляют здоровье, что весьма актуально для наших школьников.

Профилактика детского травматизма

 

 В последние годы много говорят о профилактике. По данным травматизм оказывается на первом месте в ряду причин детской смертности. Жизнь настоятельно требует внимания к этому вопросу. Статистика констатирует: дом содержит для ребенка немало опасностей.  Как быть? Как-то пришлось присутствовать на беседе, которую проводили с будущими мамами. Лектор, тщательно   подготовилась.   Ее  блокнот  был  полон горестных примеров. Но общий тезис показался мне сомнительным: «Сейчас, когда вы ждете ребенка, вам необходимо создать безопасный дом».

 

Мамы слушали с трепетной готовностью: химикаты и лекарства - в недоступных для ребенка местах; все опасное на запоре. Но до каких пределов?  Тут спор не о терминах, тут спор по существу. Подумаем: насколько оправданной оказывается подмена воспитания принципом неспускания глаз? Как-то друзья попросили меня побыть с их сыном. Мы очень неплохо провели часа два. А вот чаю попить не удалось. Оказалось, родители газ отключают, а ключ прячут. Меня об этом забыли предупредить. А что если запамятуют спрятать? Может быть, как раз и потянет ребенка  к тому предмету. Зато в другой семье ребенок показал мне, где на полке лежат спички. Через год, сказала девочка, ей мама разрешит самой гладить электроутюгом. Наверное, все же в убежденности большая гарантия безопасности для ребенка,  чем в « безопасном доме». Желание создать «безопасность» может завести далеко.  Сказанное вовсе не означает, что окружающую ребенка среду не следует приспосабливать. Прежде всего, с первых дней жизни должен окружать порядок. Привычка к порядку - верный залог безопасности.

 

Огромное число детских травм происходит от недостатка порядка. Это, строго говоря, выходит за рамки темы. Тут дело в безалаберности.  А ожоги... Здесь особенно часто виной оказывается родительская небрежность. Мама занимает гостей, принимает, хлопочет. Она весела и возбуждена тремя рюмками вина. Принесла из кухни чайник. Поставила не на стол, а - на стул. А двухлетний ребенок  как раз и задел этот стул. Месяцы в ожоговом центре.  Думается, родителям  себя предупреждать: сегодня у нас гости. Значит, необходим усиленный самоконтроль. Конечно, окружающую ребенка среду следует адаптировать. Воспитание с первых дней жизни - это стало аксиомой. Тут нет еще речи о воспитании самого ребенка. Тут идет речь о воспитании, которые не получили в свое время навыков порядка. 

 

В этом пункте сталкиваются два взгляда: пугать или не пугать? Думается, что все же лучше пугать. В пропаганде профилактики травматизма можно не жалеть красок. Пусть лучше  мамы и папы переживут несчастье в воображении. Чтобы обеспечить ребенку безопасность, надо вовремя менять условия его жизни. К сожалению, родители часто делают это с запозданием.

 

  Если один из предложенных вариантов вам поможет, мы будем очень рады

Категория: Советы ученикам | Просмотров: 565 | Добавил: pu48kk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш адрес:
Краснодарский край, Усть-Лабинский район,
 ст. Некрасовская
 ул. Чапаева 17
Телефон - 8 (86135) 38-2-71

Банеры
СОЧИ 2014г